Словарь терминов: Акустические системы

Описания параметров категории Акустические системы

Общие характеристики

Тип
Тип акустической системы в зависимости от наличия усилителя
Если акустика оснащена усилителем, то она считается активной, без него - пассивной.
Большинство моделей акустики Hi-Fi-класса являются пассивными. Они подключаются к отдельному усилителю мощности или к ресиверу.
Модели со встроенным усилителем - это активные сабвуферы и колонки мониторного типа.

Расположение
Акустические системы разделяются на типы, в зависимости от того, какой для АС предназначен способ установки. Наиболее распространёнными являются напольные и полочные АС, требующие монтажа (подвесные и встраиваемые), ландшафтные и концертные акустические системы.
Напольные акустические системы достаточно велики по своим физическим параметрам, а их конструкция предусматривает наличие глухой поверхности снизу. Благодаря этим конструкционным специфическим особенностям напольная акустика формирует качественный звук в низком частотном диапазоне за счёт внутреннего отражения звука и распределения его по всей колонке. Если же напольную акустическую систему установить на подставке, отражения звука не будет и значительно снизится его качество. К напольным АС относятся сабвуферы, а также большие по размерам фронтальные и тыловые колонки.
Полочные акустические системы позволяют располагать колонки на подставках, полках, стенках и других поверхностях, что предполагает размещение на уровне головы слушателя. При этом конструкционно полочные АС сформированы таким образом, что в них одинаково хорошо звучат как высокие, так и низкие частоты. К полочным АС относятся колонки центрального канала, сателлиты, мониторы, а также небольшие по размеру тыловые и фронтальные колонки, высота которых не превышает 70см..
Акустические системы, требующие монтажа, удобны для использования, потому что позволяют скрывать их в интерьере. Подвесные акустические системы предназначены для закрепления на стене или на потолке, а встраиваемые – устанавливаются внутрь стен, потолков или мебели.
Ландшафтные акустические системы, как и следует из названия, предназначены для звукового оформления внешних пространств. Главная отличительная черта таких акустических систем – так называемая всепогодность. То есть, для таких АС используются водонепроницаемые композитные и полимерные материалы, что позволяет максимально защитить «начинку» колонки как от дождя и снега, так и от тумана, а также от высоких или низких температурных условий. Дизайнерские решения позволяют придавать ландшафтной акустике внешний вид камней, скульптур, цветочных горшков, кочек и им подобным элементам ландшафтного дизайна, которые можно встретить и во дворе частного дома, и в общественных местах вроде парков.
Концертные акустические системы используются в театральных, концертных и прочих залах и отличаются высокой мощностью звука, а также чаще всего обладают ударопрочным корпусом.
Поскольку концертные АС как правило, достаточно значительны по физическим габаритам, на корпусе обычно предусмотрены разнообразные способы перемещения – ручки, петли и т.д.

Акустическое излучение
Акустическое излучение определяет типологию акустической системы. Так, существуют монополярная, биполярная, диполь и биполярная/диполь акустические системы.
Монополярная акустика передаёт звуковые волны в одном направлении. Если динамик акустической системе встроен во фронтальную панель, скорее всего вы имеете дело именно с монополярным типом акустической системы. Монополярный тип акустической системы гарантирует чёткую аудиокартину, при конкретизации источника звука для слушателя. Для стереоэффекта слушатель должен находиться в определённом месте, в противном случае сама звуковая картина может искажаться, иногда – значительно.
Традиционно именно монополярные акустические системы используются как центральный или передний громкоговоритель.
Диполь предполагает распространение звука и с фронтального блока колонки, и с тылового, при этом звуковые волны – противофазные. С боков колонки звук не распространяется, как раз в этих областях встречаются фронтальный и тыловой звуковые блоки. Именно в силу отсутствия бокового звукоизлучения диполь – идеальный вариант для маленьких комнат или при установке акустической системы около стены.
Чаще всего это акустические системы с открытым корпусом по типу акустического оформления.
Биполярное излучение приводит к распространению звуковых волн и с фронтальной панели, и с тыловой, и при этом – в одной фазе. Акустические системы биполярного типа содержат два комплекта динамиков – на фронтальной или тыловой панели, либо на различных, однако под большим углом один к другому. Результатом является так называемый диффузный, ненаправленный звук.
Чаще всего колонки биполярного типа задействуются под тыловые каналы в акустической системе домашних кинотеатров. Впрочем, если под домашний кинотеатр вы приспосабливаете не слишком большую комнату, то акустическая система биполярного типа более удобна, чем монополярная, так как звук в этом случае равномерно рассеивается по всему помещению.
Тип акустической системы биполярный/диполь предполагает оба варианта с возможностью переключения между ними. Два комплекта динамиков в таких колонках располагаются под большим углом один к другому. Соответственно, переключаясь, можно формировать либо синфазный, либо противофазный звук.

Назначение
Назначение того или иного элемента акустической системы определяет её тип.
Элементы акустические системы разделяются на несколько основных типов: сателлиты, фронтальные и мониторные громкоговорители, центральный и тыловой канал, твитер и сабвуфер.
Для формирования стереосистемы необходимы фронтальные громкоговорители. Именно колонки этого типа предназначены для формирования основного звукового поля, потому они чаще всего относятся к напольному типу широкополосных колонок. Фронтальные громкоговорители могут использоваться не только в составе многоканальной акустической системы, но и самостоятельно, создавая эффект стереофонического звука.
Качество фронтальных колонок имеет принципиальное значение для качества многополосного звука, потому производители рекомендуют даже при небольшом количестве средств выбирать хорошего качества фронтальные колонки напольного типа. Даже если больше ни на что не хватит – не беда, какое-то время можно пользоваться стереофонической системой.
Центральный канал предназначен для функционирования многоканальной системы, для создания эффекта объёмного звука в системах 5.1 или 7.1. Располагается эта колонка непосредственно вблизи экрана – либо сверху, либо снизу. Чаще всего центральный канал используется для передачи диалогов и логично, если существует психологическая привязка видеоизображения и звука.
Сабвуфер представляет собой колонку для передачи звуков низких частот вплоть до 100 Гц. Чаще всего встречаются активные сабвуферы, имеющие встроенные усилители мощности, которые предназначены для облегчения низкочастотной нагрузки на усилитель, а также кроссовер с регулятором. Именно такая комплектация делает функционирование сабвуфера в любом помещении наиболее удобным.
Существуют также пассивные сабвуферы. Их отличие и недостаток – отсутствие усилителя мощности. При этом на основной усилитель акустической системы увеличивается нагрузка за счёт низких частот, что снижает громкость, а, главное, динамику звучания акустической системы. Помимо этого недостатка, пассивный сабвуфер также необходимо очень тщательно устанавливать, чтобы найти место, где система создаст наиболее качественный низкочастотный звук.
Сабвуфер – непременный элемент акустической системы «объёмного звука» 5.1, 7.1 и так далее, ведь многочисленные звуковые эффекты вроде выстрелов, взрывов и тому подобные задействуют именно низкие частоты, для которых сабвуфер и предназначен. Для стереосистемы сабвуфер не нужен, однако если стереосистема составлена из фронтальных колонок хорошего класса использование сабвуфера поднимет качество звука.
Тыловой канал предназначен для эффекта окружённости звуком, нахождения внутри звукового пространства. Фактически это можно назвать звуковой перспективой, которая особенно ценна при просмотре художественных фильмов. Наилучший эффект тыловой канал даёт при расположении колонки за спиной зрителя и слушателя, либо высоко над его головой.
В недорогих акустических системах для домашних кинотеатров нередко используются маленькие колонки, которые называются сателлитами. Стоят такие колонки недорого, но и качество звука в них оставляет желать лучшего.
Монитор представляет собой колонку универсального типа, которая может с максимальной точностью передавать все детали звукового оформления. Это точность является как положительной, так и отрицательной характеристикой, так как, наряду с собственно звуком, слушатель будет свидетелем всех звуковых огрехов, искажений и шумов усилителей.
Мониторы используются главным образом в радиостудиях и студиях звукозаписи для того, чтобы контролировать фонограмму, а также на сценах концертных залов для той же цели. В домашнем применении её используют меломаны, занимающиеся коллекционированием различных носителей музыкального материала.
Для воспроизведения высоких и ультравысоких частот используется специальная колонка, имеющая название твитер. Фактически, она выполняет те же функции, что и сабвуфер, только, если последний работает с низким диапазоном частот, то твитер – с высоким и сверхвысоким. Для воспроизведения высококачественного звука классов SACD, BD, DVD-Audio, HD DVD это является значительным расширением задействованного диапазона частот.
Устанавливается твитер чаще всего на фронтальный канал сверху.

Состав комплекта
Состав комплекта акустической системы определяется количеством колонок того или иного типа. Так, фронтальные и тыловые колонки чаще всего продаются не по одной, а по две. Колонка центрального канала – только единичными экземплярами. А вот сабвуфер может быть как один, так и пара в комплекте. Два сабвуфера используются в том случае, если необходимо сделать нижний диапазон частот менее направленным, а также более мощным. Удвоение сабвуфера позволяет достигнуть высокого качества басовых звуков во всех уголках помещения.

Акустическое оформление
Акустическое оформление определяет качество звука, а само определяется особенностями конструктивного строения самой системы.
Существует четыре типа акустического оформления: фазоинверторного, открытого, закрытого типов, либо с пассивным излучателем.
Акустическая система с фазоинвертором имеет закрытый корпус, в котором выведен порт (в боковой части или в донной) для подключения фазоинвертора, то есть, определённых размеров трубки, проходя через которую звук меняет фазу, выходя через порт. Звуковые пласты из фронтальной и тыльной плоскостей диффузора соединяются для увеличения громкости.
Акустические системы с фазоинвертором отличаются высокой чувствительностью, корректным воспроизведением низких частот, а также сравнительно небольшие размеры. Из минусов можно отметить некоторую смазанность звука из-за не слишком хороших переходных характеристик.
Акустические системы с фазоинвертором на сегодняшний день встречаются чаще всего.
Акустическая система открытого типа представляет собой единичные экземпляры, в которых корпус является панелью с установленными в этой панели динамиками. Акустическое излучение в таких акустических системах относится к дипольному типу, другими словами, звук распределяется по помещению как с фронтальной стороны, так и с тыловой. Отсутствие корпуса в колонках открытого типа минимизирует колебания, возникающие при резонансе, а дипольный тип позволяет располагать акустическую системы почти вплотную к стене, так как отсутствуют боковые распространения звука. Негативным моментом является низкое качество низких частот; для того, чтобы избежать этого негатива, необходимо задействовать очень большие по размеру низкочастотные динамики.
Акустические системы закрытого типа – это герметичный блок, на фронтальной панели которого выведен звуковой излучатель – диффузор – динамика. Акустические системы закрытого типа отличаются низкой чувствительностью, особенно на низких частотах, но при этом низкий уровень искажений при звуковой передаче, так как переходные характеристики у этого типа акустики очень хорошие. При этом акустические системы закрытого типа ещё и очень просты с точки зрения конструкции.
Акустические системы с пассивным излучателем фактически являются разновидностью колонок с фазоинвертором. По конструкции они особенно похожи, только вместо фазоинвертора и отверстие корпуса вставляется пассивный излучатель. Роль у него практически такая же, как и у фазоинвертора, а по сути он является элементом НЧ-динамика, лишённого магнитной системы и катушки.
Резонансная частота пассивного излучателя должна быть равна нижней в частотном смысле границе возможностей громкоговорителя. Это приводит к значительному улучшению в плане воспроизведения звуков низких частот, Аналогичная система применяется в сабвуфере.
Следует отметить, что значительным преимуществом пассивного излучателя по сравнению с фазоинвертором – отсутствие воздушных шумов в резонаторной трубе.

Расположение порта фазоинвертора
Расположение порта для подключения фазоинвертора. Фазоинвертор – устройство, преобразующее входной сигнал в два сигнала, сдвинутых по фазе на 180°, что позволяет существенно понизить нижнюю граничную частоту акустической системы и заметно увеличить уровень ее звукового давления на низких частотах.

Усилитель

Bi-amping (встроенный усилитель)
Bi-amping или встроенный усилитель используется для усиления сигналов на высоких или низких частотах. Большинство колонок многоканального звука имеют встроенный фильтр, разделяющий звуковую информацию на высокие и низкие частоты – кроссовер. Соответственно, отделение одних частот от других приводит к воспроизведению их посредством специализированных динамиков. При подобном разделении частоты влияют друг на друга, смешиваются, что ухудшению качества звучания колонок.
Но когда подключается Bi-amping, кроссовер становится активным, то есть, разделение частот происходит на входе усилителя, что значительно снижает возможность взаимовлияния частот друг на друга. Качество звука значительно возрастает.
Раздельное усиление Bi-amping на сегодняшний день – удел немногих акустических систем и активных колонок.

Отношение сигнал/шум
от 15 до 135.5 дБ
Отношение сигнал/шум относится к техническим характеристикам усилителя акустической системы. Значение этого параметра обозначает уровень шумов при работе усилителя. Если включить усилитель на максимальный уровень громкости без включения музыки, этот шум можно услышать непосредственно. Чем выше показатель сигнал/шум, тем более качественный звук обеспечивает акустическая система, тем ниже уровень шумов.
Если этот параметр ниже 75 дБ, акустическая система не может считаться хорошей. Качественные высококлассные акустические системы держат этот параметр на уровне от 90 дБ и выше.

Число линейных входов
от 1 до 8
Параметр количества линейных входов обозначает данные интерфейсы в усилителе. Чаще всего для подключения технического средства звукоизвлечения используется именно линейный вход. Линейный вход позволяет подключать и CD- или DVD-плеер, а если таких входов несколько – обычно от 1 до 4 – это позволяет подключать несколько устройств к усилителю одновременно и переключаться между ними, если возникает такая необходимость.

Число балансных входов
от 1 до 8
Количество балансных входов в усилителе обычно бывает от 1 до 2, но встречаются профессиональные модели акустических систем, где этот параметр достигает 6.
Симметричные или балансные входы предназначены для передачи звукового сигнала в аналоговом виде. Отличаются балансные входы от линейных использованием не двух, а трёх кабелей, по которым передаются прямой, инверсный и общий сигнал.
Использование балансных входов и в целом этого интерфейса снижает количество помех и шумов, которые тем значительнее и ощутимее, чем длиннее сам переходной шнур, особенно если он превышает критическую длину в 2 м. Использование балансных входов и в целом этого интерфейса характерно для профессиональных и полупрофессиональных акустических систем.

Цифровой коаксиальный вход
Цифровой коаксиальный вход в акустической системе позволяет передавать звуковой сигнал с минимальным количеством искажений, шумов и помех. Для использования цифрового входа и получения качественного цифрового звука необходимо, чтобы в колонках был установлен высококлассный цифро-аналоговый преобразователь.
Подключение посредством цифрового коаксиального входа можно осуществлять с помощью обычного экранизованного аудиокабеля. Разъём для такого кабеля – классический RCA.

Цифровой оптический вход
Цифровой оптический (Toslink) аудио вход обеспечивает передачу цифрового сигнала по оптическому кабелю между различными компонентами аудиоаппаратуры. Передача аудиосигнала от устройства декодирования на акустическую систему осуществляется без искажений и помех, часто в исходном, не декодированном виде.

Линейный выход
Линейный выход в акустической системе является стандартным интерфейсом. Он используется для передачи аналогового сигнала. Линейный выход позволяет дублировать звуковой сигнал, поступающий на вход задействованных колонок. Интерфейс линейного выхода позволяет подключать к проигрывателю, плееру или другому устройству не только акустическую систему, но и другие устройства.

Цифровой кроссовер
Цифровой кроссовер обозначает использование в данной акустической системе не обычного, а цифрового кроссовера.
Кроссовер является устройством, которое разделяет входной звуковой сигнал на частотные диапазоны. Обычно выделяются низкие, средние и высокие частоты, которые впоследствии воспроизводятся посредством различных, специализированных для воспроизведения того или иного диапазона частот, динамиков. Кроссовер необходим для любой многополосной акустической системы, а также для сабвуферов.
Акустические системы со встроенным усилителем нередко задействуют активный фильтр, который производит разделение звукового сигнала на полосы до поступления на усилитель, который для каждой полосы в таком случае используется собственный.
Цифровой кроссовер фактически представляет собой именно активный фильтр, который функционирует на базе сигнального профессона. На входе/выходе кроссовера звуковая информация поступает в цифровом виде. При этом для оцифровки сигнала используется аналого-цифровой (АЦП), а для аналогизации – цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
По сравнению с аналоговым кроссовером, его цифровой вариант обеспечивает большую точность передачи звукового сигнала с минимумом искажений.

Излучатели

Тип излучателей
Тип излучателей колонок определяется способом преобразования электроэнергии в звук. Сегодня все излучатели разделяются на динамические и электростатические излучатели.
Чаще всего используются динамические излучатели, которые для получения звука используют принцип на основе электродинамики. К диффузору подводится катушка с проводом, которая, в свою очередь, располагается рядом с постоянным магнитом и в его поле. Пущенный через катушку переменный ток взаимодействует с магнитным полем, которое создаёт постоянный магнит, что вызывает колебания мембраны «в ритме» электросигнала.
Такой способ имеет достаточно много ограничений по качеству получаемого звука, однако эта технология постоянно совершенствуется.
Электростатические излучатели используют сверхтонкую мембрану, располагаемую между электродами. Постоянное напряжение на мембране и подаваемый на электроды от АС высоковольтный сигнал вызывают притягивания/отталкивания мембраны от электродов, повторяющие форму электросигнала, который подаётся на электроды.
Элестростатические излучатели гарантируют высокую точность и качество звука. Тем не менее, акустические системы с подобными излучателями отличаются повышенной чувствительностью по отношению к температуре и влажности воздуха. Также желательно избегать АС с электростатическими излучателями рядом со стеной, так как данный тип акустики производит излучение не только в фронтальном, но и в тыловом направлении, что при высокой громкости звука создаёт эффект «эха», смешивая звук в кучу.
Высокая конструкционная сложность электростатических излучателей, а также использование высоковольтного усилителя, акустические системы данного типа имеют высокую цену. Но высокое качество звука особенно актуально для владельцев звуковой техники классов Hi-Fi и Hi-End. Усилителями в этом случае лучше всего показывают себя ламповые модели.

Ультра ВЧ-излучатель

Тип
Тип ультра ВЧ-излучателя определяется в прямой зависимости от формы этого излучателя.
Тип излучателя определяет характер звука, который способна воспроизводить акустическая система, при этом каждый тип имеет свои звуковые особенности. При подборе колонок в акустическую систему характер звука лучше определить перед покупкой для получения максимально близкого характера воспроизводимого звука.
Выделяют купол, рупор, конус, кольцевой или ленточный ультра высокочастотные излучатели.
Купол может в свою очередь быть выпуклым или вогнутым и чаще всего задействуется для воспроизведения звуков высокого частотного диапазона.
Рупорный динамик считается наиболее оптимальным с точки зрения расширения диаграммы направленности при использовании высоких частот.
Конусный тип диффузора чаще всего используется в среднечастотных и низкочастотных динамиков.
Кольцевой диффузор предназначен для высокочастотных головок, именно его использование приводит к детальности и комфортности воспроизводимого звука.
Ленточный диффузор представляет собой тонкую ленту, играющую роли и излучателя, и электропроводника. Главное его отличие – незначительный вес. Используется чаще всего для средних и высоких частот.

Размеры
Размеры ВЧ-излучателя или диффузора напрямую воздействуют на качество воспроизводимых частот. Особенно это важно для среднего и низкого частотного диапазона.
Большой по размеру динамик может воспроизводить звуковую картину более качественно и с минимумом помех.

Материал
Материал ультра высокочастотного излучателя акустической системы определяет качество получаемого звука ультравысоких частот. Излучателем называются диффузор или специальная мембрана, которые при воздействии электрического сигнала начинают производить определённые колебания, которые человеческое ухо воспринимает как звуковые волны.
Материал излучателя, равно как и его вес и жёсткость, влияет на качество и характер звука. Наиболее важен материал именно для высокочастотного и среднечастотного излучателей.
Материалом для излучателя может быть шёлк, металлокерамика, титан, алюминий, полипропилен или другие материалы.
Если колонки для акустической системы имеют различные материалы излучателя, это приводит к различному характеру звучания, что не всегда является положительным аспектом, разбивая общую звуковую картину.

ВЧ-излучатель

Тип
Тип ВЧ-излучателя определяется в прямой зависимости от формы этого излучателя.
Тип излучателя определяет характер звука, который способна воспроизводить акустическая система, при этом каждый тип имеет свои звуковые особенности. При подборе колонок в акустическую систему характер звука лучше определить перед покупкой для получения максимально близкого характера воспроизводимого звука.
Выделяют купол, рупор, конус, кольцевой или ленточный высокочастотные излучатели.
Купол может в свою очередь быть выпуклым или вогнутым и чаще всего задействуется для воспроизведения звуков высокого частотного диапазона.
Рупорный динамик считается наиболее оптимальным с точки зрения расширения диаграммы направленности при использовании высоких частот.
Конусный тип диффузора чаще всего используется в среднечастотных и низкочастотных динамиков.
Кольцевой диффузор предназначен для высокочастотных головок, именно его использование приводит к детальности и комфортности воспроизводимого звука.
Ленточный диффузор представляет собой тонкую ленту, играющую роли и излучателя, и электропроводника. Главное его отличие – незначительный вес. Используется чаще всего для средних и высоких частот.

Материал
Материал ВЧ-излучателя определяет качество получаемого звука высоких частот. Излучателем называются диффузор или специальная мембрана, которые при воздействии электрического сигнала начинают производить определённые колебания, которые человеческое ухо воспринимает как звуковые волны.
Материал излучателя, равно как и его вес и жёсткость, влияет на качество и характер звука. Наиболее важен материал именно для высокочастотного и среднечастотного излучателей.
Материалом для излучателя может быть шёлк, металлокерамика, титан, алюминий, полипропилен или другие материалы.
Если колонки для акустической системы имеют различные материалы излучателя, это приводит к различному характеру звучания, что не всегда является положительным аспектом, разбивая общую звуковую картину.

СЧ-излучатель

Тип
Тип СЧ-излучателя определяется в прямой зависимости от формы этого излучателя.
Тип излучателя определяет характер звука, который способна воспроизводить акустическая система, при этом каждый тип имеет свои звуковые особенности. При подборе колонок в акустическую систему характер звука лучше определить перед покупкой для получения максимально близкого характера воспроизводимого звука.
Выделяют купол, рупор, конус, кольцевой или ленточный среднечастотные излучатели.
Купол может в свою очередь быть выпуклым или вогнутым и чаще всего задействуется для воспроизведения звуков высокого частотного диапазона.
Рупорный динамик считается наиболее оптимальным с точки зрения расширения диаграммы направленности при использовании высоких частот.
Конусный тип диффузора чаще всего используется в среднечастотных и низкочастотных динамиков.
Кольцевой диффузор предназначен для высокочастотных головок, именно его использование приводит к детальности и комфортности воспроизводимого звука.
Ленточный диффузор представляет собой тонкую ленту, играющую роли и излучателя, и электропроводника. Главное его отличие – незначительный вес. Используется чаще всего для средних и высоких частот.

Материал
Материал среднечастотного излучателя определяет качество получаемого звука в диапазоне средних частот. Излучателем называются диффузор или специальная мембрана, которые при воздействии электрического сигнала начинают производить определённые колебания, которые человеческое ухо воспринимает как звуковые волны.
Материал излучателя, равно как и его вес и жёсткость, влияет на качество и характер звука. Наиболее важен выбор материала для высокочастотного и среднечастотного излучателей.
Материалом для среднечастотного излучателя может быть целлюлоза (чаще всего – пропитанная специальными составами бумага), композитные материалы, а также полипропилен.
Если колонки для акустической системы имеют различные материалы излучателя, это приводит к различному характеру звучания, что не всегда является положительным аспектом, разбивая общую звуковую картину.

НЧ/СЧ-излучатель

Размеры
Размеры НЧ/СЧ-излучателя или диффузора напрямую воздействуют на качество воспроизводимых частот. Особенно это важно для среднего и низкого частотного диапазона.
Большой по размеру динамик может воспроизводить звуковую картину в низких частотах более качественно и с минимумом помех.

Материал
Материал НЧ/СЧ-излучателя определяет качество получаемого звука низких и средних частот. Излучателем называются диффузор или специальная мембрана, которые при воздействии электрического сигнала начинают производить определённые колебания, которые человеческое ухо воспринимает как звуковые волны.
Материал излучателя, равно как и его вес и жёсткость, влияет на качество и характер звука. Наиболее важен материал именно для высокочастотного и среднечастотного излучателей.
Материалом для низко- среднечастотного излучателя может быть целлюлоза (чаще всего – пропитанная специальными составами бумага), композитные материалы, а также полипропилен.
Если колонки для акустической системы имеют различные материалы излучателя, это приводит к различному характеру звучания, что не всегда является положительным аспектом, разбивая общую звуковую картину.

НЧ-излучатель

Размеры
Размеры НЧ-излучателя или диффузора напрямую воздействуют на качество воспроизводимых частот. Особенно это важно для среднего и низкого частотного диапазона.
Большой по размеру динамик может воспроизводить звуковую картину в низких частотах более качественно и с минимумом помех. Для качественных акустических систем в фронтальных колонках и сабвуферах устанавливаются диффузоры размером от 200 до 300 мм.

Материал
Материал НЧ-излучателя определяет качество получаемого звука низких частот. Излучателем называются диффузор или специальная мембрана, которые при воздействии электрического сигнала начинают производить определённые колебания, которые человеческое ухо воспринимает как звуковые волны.
Материал излучателя, равно как и его вес и жёсткость, влияет на качество и характер звука. Материалом для низкочастотного излучателя может быть целлюлоза (чаще всего – пропитанная специальными составами бумага), композитные материалы, а также полипропилен.
Если колонки для акустической системы имеют различные материалы излучателя, это приводит к различному характеру звучания, что не всегда является положительным аспектом, разбивая общую звуковую картину.

Размеры широкополосного излучателя
Размеры широкополосного диффузора напрямую воздействует на качество воспроизводимых частот. Особенно это важно для среднего и низкого частотного диапазона.
Большой по размеру динамик может воспроизводить звуковую картину более качественно и с минимумом помех.

Размеры

Диаметр ВЧ-динамика
ВЧ-динамик, иногда называемый твитером, отвечает за воспроизведение верхних частот акустической системы. Чем больше диаметр динамика, тем лучше он воспроизводит звуки средней и низкой частот, при этом для высоких частот данный параметр не столь критичен, и динамик может быть небольшого диаметра.

Диаметр CЧ-динамика
Диаметр среднечастотного динамика акустической системы. От размера CЧ-динамика зависит его рабочий диапазон, а также общая мощность: чем больше диаметр – тем ниже частоты и тем больше площадь излучающей поверхности (а значит, и мощность). Соответственно, динамики для СЧ могут быть довольно крупными, но в данном случае этот параметр нельзя назвать критически важным.

Диаметр НЧ-динамика
Диаметр низкочастотного или комбинированного низко/среднечастотного динамика акустической системы. Чем крупнее динамик — тем ниже его рабочие частоты и тем большую мощность звука способен обеспечить. Поэтому на данный параметр стоит обратить особое внимание, если в приоритете получение качественного насыщенного баса – особенно если в аудиосистеме нет сабвуфера.

Общие размеры
По высоте акустическая система может быть от 58 до 2768 мм. Величина системы напрямую влияет на качество воспроизводимого звука. Большие колонки позволяют передавать более насыщенные низкие частоты.
По глубине акустическая система может быть от 10 до 1450 мм. Величина системы напрямую влияет на качество воспроизводимого звука. Колонки большего размера позволяют передавать более насыщенные низкие частоты.
По весу акустическая система может быть от 0,130 до 620 кг. Чем больше система весит, тем качественнее она воспроизводит звук. Массивность конструкции объясняется наличествующими в ней материалами, напрямую указывая на качество сборки. Также большой размер гарантирует отсутствие резонанса, который может приводить к неравномерному воспроизведению различных частот.

Другие характеристики

Количество полос
от 1 до 7
Количество полос диапазона частот акустической системы. Полосы представляют собой поддиапазон всех воспринимаемых и воспроизводимых колонками частот. Для более качественного воспроизведения тех или иных уровней частот используются конструкционно различные динамики. Так, для воспроизведения высоких частот используется один тип динамиков, и если этот динамик вынужден воспроизводить низкие частоты, то звук идёт с искажениями.
Количество полос частотного диапазона акустической системы может составлять от одной до семи.
Однополосная акустическая система – это тритер, сабвуфер, а также многочисленные широкополосные громкоговорители.
Двухполосные акустические системы задействуют НЧ- и ВЧ-динамики для воспроизведения соответственно низких (и частично – средних) и высоких (и частично – средних) частот.
Существуют также колонки, которые задействуют 2,5 полосы. Это означает, что ВЧ-динамик работает только на воспроизведение высоких частот, НЧ-динамик – на низких частотах, а ещё один низкочастотный динамик воспроизводит и низкие, и средние звуковые частоты.
Трёхполосная система задействуют три динамика – для высоких, средних и низких частот соответственно.
Чем большее количество частотных полос поддерживается в акустической системе, тем более высококачественный и точный звук она может воспроизводить.

Номинальная мощность
от 3 до 4500 Вт
Мощность акустической системы изменяется в Вт и определяет не столько громкость, сколько механическую надёжность. Значение мощности акустической системы, указанное производителем в технических характеристиках АС, означает тот комфортный для системы уровень мощности сигнала. Оптимальным является подбор мощности акустической системы на уровне мощности усилителя, либо чуть выше.
Можно отметить, что для помещения площадью около 15 до 17 квадратных метров акустической системы мощностью в 60-80 Вт вполне достаточно, для помещения площадью 20-30 «квадратов» оптимальная мощность – около 100Вт, а для площади выше 30 метров мощность акустики желательно, чтобы составляла 150 и более Вт.

Макс. мощность
от 2 до 22000 Вт
Максимальная мощность акустической системы измеряется в Вт и определяет не столько громкость, сколько механическую надёжность. Значение максимальной мощности акустической системы, указанное производителем в технических характеристиках АС, означает тот максимальный уровень мощности сигнала, при получении которого не произойдёт поломки системы. Проблема может возникнуть в том случае, если максимальная мощность усилителя отличается от аналогичного параметра акустической системы. Максимальная мощность акустической системы может достигать 22.000Вт, если вы имеет дело с профессиональными акустическими системами.

Bi-Wiring
Bi-wiring представляет собой метод подключения колонок к усилителю посредством двух кабелей. При этом один комплект кабелей проходит через динамик высоких частот, а второй – через динамик низких частот, а усилитель при этом один.
Многополосные акустические системы используют встроенный фильтр, разделяющий звуковую информацию на высокие и низкие частоты – кроссовер. Соответственно, отделение одних частот от других приводит к воспроизведению их посредством специализированных динамиков. При подобном разделении частоты влияют друг на друга, смешиваются, что ухудшению качества звучания колонок. Использование методики параллельного подключения Bi-wiring улучшает качество звука, особенно при использовании длинных проводов. Хотя наиболее оптимальный вариант – это подключение по технологии Bi-amping, когда каждый диапазон частот подключается к своему усилителю.

Tri-wiring
Технология Tri-wiring во многом сходна с технологией Bi-wiring, за исключением количества комплектов подключений: при использовании Tri-wiring задействуются три кабеля или комплекта, которые подключаются к одному усилителю. Кабели или комплекты кабелей используются для разделения высоких, низких и средних частот.

Рекомендуемая мощность усилителя

Минимальная
от 1 до 2400 Вт
Рекомендуемая минимальная мощность усилителя, которая возможна для получения качественного звучания акустической системы. Производители акустических систем нередко указывают диапазон мощности, в котором качество звучания наилучшее. При слишком слабой мощности усилителя последний будет не в состоянии воспроизводить ни достаточную громкость, ни достаточное качество звука.

Максимальная
от 20 до 4000 Вт
Рекомендуемая максимальная мощность усилителя, которая возможна для получения качественного звучания акустической системы. Производители акустических систем нередко указывают диапазон мощности, в котором качество звучания наилучшее. Если рекомендуемый верхний предел будет превышен, минимальные проблемы, с которыми можно столкнуться, это высокий уровень звуковых искажений, а максимальный – акустическая система просто выйдет из строя.

Сопротивление
от 1 до 33000 Ом
Импеданс или электрическое сопротивление по переменному напряжению позволяет изменять сопротивление головки в процессе воспроизведения музыкальных или иных звуковых произведений. Импеданс изменяется в Ом и для большинства акустических систем колеблется от 4,5 до 8 ОМ.
Принципиального влияния на качество звука импеданс не имеет и указывается производителем только для того, чтобы покупатель смог сравнить данный показатель на акустической системе и на усилителе. В идеале эти значения должны совпадать, несовпадения приводят к появлению искажений и снижению качества звука. Так, если сопротивление колонок выше сопротивления усилителя, звук будет иметь ощутимо более низкую максимальную громкость, если наоборот – не избежать серьёзных искажений и дополнительных шумов.

Сопротивление (мин.)
от 0.8 до 32 Ом
Импеданс или электрическое сопротивление по переменному напряжению позволяет изменять сопротивление головки в процессе воспроизведения музыкальных или иных звуковых произведений. Импеданс изменяется в Ом и для большинства акустических систем колеблется от 4 до 8 ОМ.
Принципиального влияния на качество звука импеданс не имеет и указывается производителем только для того, чтобы покупатель смог сравнить данный показатель на акустической системе и на усилителе. В идеале эти значения должны совпадать, несовпадения приводят к появлению искажений и снижению качества звука. Так, если сопротивление колонок выше сопротивления усилителя, звук будет иметь ощутимо более низкую максимальную громкость, если наоборот – не избежать серьёзных искажений и дополнительных шумов.

Частота кроссовера
Частота кроссовера обозначает частоту, на которой разделяются частотные полосы акустических систем, которых в АС может быть 1-5. В случае, если количество полос более одной, этот параметр носит определение набор частот среза кроссовера.
Кроссовер является устройством, которое разделяет входной звуковой сигнал на частотные диапазоны. Обычно выделяются низкие, средние и высокие частоты, которые впоследствии воспроизводятся посредством различных, специализированных для воспроизведения того или иного диапазона частот, динамиков. Кроссовер необходим для любой многополосной акустической системы, а также для сабвуферов.
При использовании колонок различных производителей для составления идеальной акустической системы можно проверить совместимость колонок именно посредством показателя частоты кроссовера.

Регулировка частоты кроссовера
Регулировка частот кроссовера необходима для того, чтобы иметь возможность согласовывать элементы акустической системы по частоте. Эта функция особенно актуальна, если акустическая система состоит из колонок различных типов и производителей.

Регулировка фазы
Данная функция позволяет регулировать фазу (задержку) звука относительно входного сигнала. Используется чаще всего в сабвуферах для того, чтобы согласовать звук от сабвуфера со звуком, получаемым от других колонок. Задержка между звуковыми колебаниями, излучаемыми сабвуфером и фронтальными колонками может появиться из-за разного расстояния от них до слушателя, из-за различий в усилителях, из-за особенностей фильтров кроссовера и т.д.
Регулировка фазы дает возможность улучшить звук в акустически неблагоприятном помещении, а также позволит поместить сабвуфер в любом удобном для пользователя месте.

Частоты

Минимальная
от 5 до 5000 Гц
Минимальная частота, которую акустическая система способна воспроизводить, может не превышать частотный диапазон, доступный человеческому слуху. И хотя техника и технология позволяют максимально задействовать этот показатель – от 23 и вплоть до 280.000Гц, но прикладного смысла в таком расширении диапазона нет, ведь человеческое ухо ограничено в своих возможностях диапазоном от 20 до 20.000Гц.
В частности, если акустическая система предназначена для домашнего кинотеатра, то частотный диапазон может составлять 100-20000 Гц. Фронтальные колонки для стереосистемы лучше всего иметь более чувствительные – 20-35000 Гц, а частота диапазона сабвуфера – от 20 до 150 Гц.
Тем не менее, чем шире диапазон акустической системы, тем более «ощутимым» будет эффект.

Максимальная
от 25 до 280000 Гц
Максимальная частота, которую способна передавать акустическая система, может не превышать частотный диапазон, доступный человеческому слуху. И хотя техника и технология позволяют максимально задействовать этот показатель – от 23 и вплоть до 280.000Гц, но прикладного смысла в таком расширении диапазона нет, ведь человеческое ухо ограничено в своих возможностях диапазоном от 20 до 20.000Гц.
В частности, если акустическая система предназначена для домашнего кинотеатра, то частотный диапазон может составлять 100-20 000 Гц. Фронтальные колонки для стереосистемы лучше всего иметь более чувствительные – 20-35 000 Гц, а частота диапазона сабвуфера – от 20 до 150 Гц.

Параметры для полосы пропускания
Параметры для полосы пропускания, которые указываются в технических характеристиках акустической системы – это мощность на выходе, при которой проводились замеры, неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), а также некоторые другие.
Полоса пропускания означает частотный диапазон, в рамках которого АЧХ для усилителя является достаточной для воспроизведения звуковых эффектов без искажения.
Указания параметров для полосы пропускания необходимо для того, чтобы можно было сравнивать технические характеристики различных моделей акустических систем.

Чувствительность
от 3 до 139 дБ
Чувствительность акустической системы определяет динамику звукового давления, которое возникает в метре от акустической системы при нормальном электрическом сигнале, который в неё поступает, то есть, с мощностью в 1Вт и частотой в 1000Гц.
При использовании акустической системы высокой чувствительности, можно позволить задействовать усилитель не очень большой мощности и наоборот: для получения максимального звукового давления от акустической системы с низкой чувствительностью необходимо иметь очень высокой мощности.
Показателем низкой чувствительности считается значение от 84 до 88 дБ, показателем средней чувствительности – значение от 89 до 92 дБ, и высокой – от 94 до 102 дБ.

Максимальное звуковое давление
от 80 до 149 дБ SPL
Указывает уровень максимального звукового давления, которое может создавать акустическая система. В зависимости от моделей это значение может быть от 83 до 146 дБ. Звуковое давление – это максимальная громкость звука. Динамики системы при воспроизведении звуковых файлов создают звуковую волну, которая оказывает давление на воздух. Возникающий избыток давления и называется звуковым давлением. Данный параметр не является показателем чувствительности акустики, который указывает на требовательность колонок к усилителю. Эти параметры взаимосвязаны: чем слабее чувствительность колонок, тем более мощный усилитель для них необходим для получения более громкого звука.
Уровень звукового давления обозначается SPL – Sound Pressure Level. Сравнительные величины звукового давления: 10 дБ – шепот, 55 дБ – обычный разговор, 110 дБ – шум двигателя вблизи, 150 дБ – взлетающий самолет.

Конструкция

Материал корпуса
Материал корпуса колонок, составляющих акустическую систему, может быть различным. Чаще всего используется деревянные, пластиковые, алюминиевые и МDF-корпуса.
Деревянные колонки выдают акустические системы высокого класса. Корпус таких колонок имеет большой объём внутреннего пространства, создающий необходимый резонанс низких звуков. Цена деревянных колонок высока, однако качество звука, воспроизводимого такими колонками, стоит того.
На противоположном конце ценовой вилки находятся пластиковые корпуса акустических систем. Самые компактные, дешёвые и доступные, при этом отличающиеся большим разнообразием цветов и форм, пластиковые колонки не позволяют иметь качественное звучание ни в одном диапазоне частот. Низкие частоты не проходят на хорошем качественном уровне из-за компактности, средние приводят к резонированию, высокие дают эффект дребезжащего звука.
Алюминий в качестве материала для акустической системы хорош с точки зрения потенциала дизайнерской мысли, так как корпус из алюминия может быть самой причудливой формы, однако также имеет один недостаток: низкое качество среднего и высокого частотного диапазонов. Причина – высокая степень резонирования самого материала, который с готовностью «отзывается» на высокочастотное звучание.
Наиболее часто используемым материалом является MDF или Medium Density Fiberboard, древесно-волокнистый композит, обладающий почти всеми преимуществами, которые предоставляют деревянные акустические системы, но плюс ко всему ещё и значительно меньше стоит.

Толщина стенок колонки
от 1 до 90 мм
Толщина стенок колонки в значительной степени определяет качество звука, который воспроизводит акустическая система. Толстые стенки колонки позволяют добиться практически полного отсутствия резонанса в избранном частотном диапазоне, а также особенно качественно позволяют передавать звуки низкого частотного диапазона.
Тонкие же стенки нередко приводят к появлению дополнительных дребезжащих и иных дополнительных звуковых эффектов, особенно в том случае, если частота звука совпадает с частотой резонанса. Толщина стенок колонки в различных моделях может составлять от 1,2 до 6 см.

Шипы
Шипы для акустической системы используются в качестве ножек для колонок. По сравнению с традиционными ножками, которые не позволяют избавиться от призвуков и резонансов с поверхностью, на которой установлена акустическая система, шипы благодаря своей конической заострённой форме не только обеспечивают устойчивость установки акустической системы, но также и позволяют избегать различных вибраций.

Съемная решетка
Съёмная решетка, предназначенная для защиты диффузора от повреждения, носит защитный характер. Однако во время воспроизведения звука такая решётка снижает качество и громкость звука. В связи с этим нередко встречаются модели, предполагающие снимать решётку перед диффузором на время работы акустической системы, а в период пассивного ожидания такая решётка продолжает выполнять свои защитные функции.

Крепление для монтажа на стену
Крепление для монтажа на стену в акустической системе позволяет размещать колонки полочного типа не только на стойках, подставках либо полках, но также на стене. Крепёжные приспособления располагаются на задней панели корпуса колонки.

Монтаж в потолок
Монтаж в потолок в характеристиках акустической системы означает возможность установки элементов АС в потолок, что позволит разгрузить комнату с точки зрения интерьера. Пространство можно будет использовать иным образом.
Монтаж любой встраиваемой акустической системы для получения качественного результата должны осуществлять профессионалы.

Монтаж в стену
Монтаж в стену в характеристиках акустической системы означает возможность установки элементов АС в стену, что позволит разгрузить комнату с точки зрения интерьера. Пространство можно будет использовать иным образом.
Монтаж любой встраиваемой акустической системы для получения качественного результата должны осуществлять профессионалы.

Магнитная защита
Магнитная защита в виде экрана в акустической системе позволяет гарантироваться от магнитного поля достаточно большой силы, которое возникает, если около акустической системы располагаются телевизор или ЭЛТ-монитор. Магнитная защита блокирует внешнее магнитное поле, что позволяет избежать искажений изображения, которые при отсутствии такой защиты неизбежны.
Магнитная защита важнее всего для фронтальных колонок, а также для элемента акустической системы, отвечающего за передачу звуковой информации центрального канала, ведь именно эти колонки располагаются обычно в непосредственной близости к телевизору или монитору компьютера. В свою очередь, сабвуфер и тыловые колонки, которые не находятся в непосредственной близости от телевизора или монитора, меньше нуждаются в магнитной защите.

Подключение

Позолоченные разъемы
Позолоченные разъёмы представляют собой небольшое количество золота (или никеля), которое наносится тонким слоем на контактные площадки коннекторов, от чего зависит качество воспроизводимого акустической системой звука. Использование позолоченных разъёмов улучшает качество соединения, так как золото отличается не только стойкостью к окислению и коррозии, но также и низким сопротивлением.
Однако следует учитывать, что желательным является использование одного металла, который вступает в контакт, а не соединений, например, позолоченных и никелированных поверхностей. Для более длительного качественного звука лучше подбирать одинаковые покрытия разъёмов.

Разъем для подключения к усилителю мощности
Разъём для подключения к усилителю мощности в акустической системе позволяет различать несколько конструкционно различных вариантов: пружинные, винтовые разъёмы, которыми чаще всего оснащаются бытовые акустические системы, а также некоторые профессиональные разъёмы.
Пружинные защёлки – самый недорогой и простой в использовании вариант разъёма: для того, чтобы им воспользоваться, необходимо нажать на специальный рычаг для закрепления провода.
Винтовые зажимы используются в более надёжных видах соединения. Более высокая степень фиксации провода улучшает качество соединения, а, следовательно, звука. Некоторые из винтовых соединений содержат центральное отверстие с контактами, которое можно задействовать для того, чтобы подключить Banana-разъём.
Профессиональные акустические системы для использования на концертных площадках включают разъём типа Speakon, с максимально качественной и надёжной системой соединения.
А в студиях звукозаписи чаще всего задействуют разъём jack 6.3мм, который отличается высокой скоростью подключения и при этом высоким же качеством.

Дополнительная информация

Защита от перегрузки
Защита от перегрузки в акустической системе предназначена для ограничения сигнала, превышающего допустимый предел. При выставлении максимального параметра громкости на мощном усилителе эта функция будет не лишней и предохранит от поломки.

Возможность установки вне помещения
Возможность установки вне помещения показывает, может ли акустическая система вынести, например, повышенную влажность при установке на улице. Если таковая возможность имеется, это означает, что электрические контакты, а также диффузор защищены от повышенной влажности воздуха. Правда, это не означает, что вы сможете использовать акустику под дождём – она моментально придёт в негодность, а гарантия на данный случай не распространяется.

Установочное отверстие
Данный параметр будет важен для установки встраиваемой акустики, которая может монтироваться внутрь стены или в подвесной потолок. Для встраивания потолочной акустики обычно требуется круглое отверстие; для колонок, монтируемых в стену, - прямоугольное.

Установочная глубина
от 9 до 559 мм
Встраиваемая акустика монтируется внутрь стены или в подвесной потолок. При выборе акустической системы необходимо рассчитать, на какую глубину будет монтироваться акустика и можно ли ее встроить в межстенное или межпотолочное пространство.

Варианты отделки
Варианты отделки касаются корпуса колонок. Практически все производители предлагаю потребителю базовую дизайнерскую модель, в которой отличаются только внешние элементы: цвет, фактура корпуса. Выбор наиболее подходящего варианта отделки помогает акустической системе впоследствии «вписаться» в интерьер вашего жилища.

Цвет
Основной цвет корпуса акустической системы.

Габариты

Ширина
от 23 до 1855 мм
Ширина колонок акустической системы определяет, как и другие параметры объёма, скорее качество системы, чем является недостатком. Чем больше колонки по размеру, тем ниже резонанс, приводящий к неравномерному и некачественному воспроизведению звуковых элементов различных частот. Особенно важны размеры для качественного воспроизведения низких частот.

Высота
от 57 до 2768 мм
Высота акустической системы определяет, как и вес, скорее качество системы, чем является недостатком. Чем больше колонки по размеру, тем ниже резонанс, приводящий к неравномерному и некачественному воспроизведению звуковых элементов различных частот. Особенно важны размеры для качественного воспроизведения низких частот.
Вес акустической системы может составлять от 58 мм до 41 см.

Глубина
от 10 до 1450 мм
Глубина акустической системы определяет, как и вес, скорее качество системы, чем является недостатком. Чем больше колонки по размеру, тем ниже резонанс, приводящий к неравномерному и некачественному воспроизведению звуковых элементов различных частот. Особенно важны размеры для качественного воспроизведения низких частот.
Глубина акустической системы может составлять от 5 мм до 14,5 см.

Вес
от 0.135 до 620 кг
Вес колонок определяется качеством материалов, а также в целом качеством акустической системы. Ведь чем больше вес, тем ниже резонанс, приводящий к неравномерному и некачественному воспроизведению звуковых элементов различных частот. Плюс ко всему, наиболее качественные материалы – например, классический деревянный корпус – также довольно тяжёлые. Впрочем, всё зависит от потребностей покупателя.
Обычно вес акустической системы варьируется от 135 грамм (миниатюрные акустические системы, которые подойдут и для аудиоплеера) до 620 килограмм (стационарная профессиональная акустическая система).